Профориентация

Июнь 8, 2019 Просмотров: 486

Выбор – неизменная составляющая взрослой жизни. Мы выбираем каждый день – что делать и что говорить, что надеть или что приготовить на ужин, какую прическу сделать или какой книге (фильму) отдать предпочтение этим вечером. Мы выбираем друзей и работу, место жительства и автомобиль, и многое-многое другое. Иногда выбор очевиден и прост, но порой верное решение приходится искать, как говорится, «в муках», и именно от него порой зависит вся наша дальнейшая жизнь.

Одно из первых самостоятельных важных решений, которые мы принимаем в жизни – выбор профессии. Кем быть? – этот вопрос вслед за известным персонажем детской книжки задает себе каждый из нас. И ответ на него отнюдь не всегда очевиден.

Найти «свою» профессию, узнать плюсы и минусы выбранной специальности, расширить «профессиональные» горизонты и помочь с выбором учебного заведения – с такими целями три года назад в Чергинской школе стартовал проект «Мой выбор».

Опытом и результатами работы с нами поделилась психолог школы Татьяна Александровна МИРОНЧУК.

-Проект работает уже три года. Целевая аудитория?

-Проект ориентирован на учеников восьмых и десятого классов, то есть именно тех, кто в ближайшее время встанет перед выбором – кем быть и куда пойти учиться. Впереди у них еще целый год (а иногда и три), чтобы подготовиться к поступлению. Наша задача – помочь им определиться с выбором будущей профессии сейчас, чтобы избежать возможного разочарования в будущем. Согласитесь, не очень приятно поступить, отучиться один-два года и лишь тогда понять, что это – не твое. Потраченное время уже не вернуть. А получить профессию, которая тебе не нравится, и потом работать по специальности (отучился – куда деваться?) – еще хуже. Мы даем им возможность заранее узнать все плюсы и минусы той или иной специальности, и выбрать дело по душе. Чтобы и учиться, и работать потом с удовольствием.

-Звучит красиво. А как это работает на практике?

-Работа над проектом делится на несколько этапов. На первом – в ноябре-декабре - проводится диагностика детей. Каждый ребенок получает очень подробное заключение, где ему рекомендовано направление согласно его психотипу. Потом – классные часы на заданные темы, занятия по программам, профориентационные тренинги. На занятиях и классных часах мы разбираем, к какому психотипу какие профессии больше подходят, расширяем спектр видения профессий, рассказываем о профессиях будущего. Часто ребята мыслят достаточно узко – если педагогика, то это только учитель. На самом деле – это и воспитатели, и коррекционные педагоги, и логопеды, и гувернантки и т.д. Так же как и юрист, это не обязательно только адвокат, это и следователь, и прокурор, и судья и многие-многие другие. Мы разбираем плюсы и минусы разных профессий, какие личные качества нужны для успешной работы в них.

Третий этап – практический. Мы выходим на производства и даем детям на практике увидеть работу специалистов, и по возможности попробовать себя в этой профессии.

В результате каждый ученик защищает проект по выбранной специальности. В нем он должен не только рассказать о самой профессии, но и представить информацию о том, где эту профессию можно получить, в каких учебных заведениях учат таких специалистов, и проходной балл выпускных экзаменов, необходимый для поступления.

Руководит проектом завуч по воспитательной работе А. В. Попыева.

-Как можно оценить результативность проекта?

-Главный результат, на мой взгляд, это осознанная ориентация в профессии. Ребенок целый год обдумывает свой выбор, пробует, решает, выбирает – то есть делает первый шаг к поступлению. До этого момента будущие выпускники часто даже не задумываются о том, кем хотят быть, куда поступать. Не могут определиться, колеблются. Порой даже не знают, какие предметы нужны для поступления. Мы даем им возможность понять, что выбирать профессию нужно не за компанию с друзьями, а исходя из своих способностей и интересов. И этот выбор определит их дальнейшую жизнь.

Важно, что мы не только теоретически рассматриваем все аспекты той или иной специальности, но и выходим на практику – даем возможность увидеть работу специалистов в реальной жизни. Практика – это великая вещь. А теория подкрепленная практикой – вдвойне результативна. Только так это и работает.

-И сделанный выбор всегда верен? Ребята не меняют решений перед поступлением?

-Тем и хорош проект, что есть возможность попробовать себя в разных специальностях, найти себя. Бывает, что ребенок оставляет выбранное направление, но в процессе работы над проектом меняет специализацию. Не часто, но бывает, что меняет и само направление. И хорошо, если он поменяет его в процессе работы над проектом, а не после поступления. Например, в этом году у нас было 12 человек, желающих связать свою жизнь с медициной. После практики в больнице трое сразу отказались поступать в мед. Честно признались, что не смогут переступить через себя, медицина не для них. И хорошо, что они поняли это сейчас, а не во время учебы в мед институте или колледже. Сейчас они могут выбрать новое направление, и не терять зря время на профессию, в которой все равно не смогут работать с удовольствием. Так же и с педагогикой - попробовав себя в роли учителя в начальной школе, некоторые засомневались - а смогут ли быть учителем. Казалось бы – знакомая всем с детства профессия, всегда перед глазами, все ясно и понятно – но при ближайшем рассмотрении все оказалось намного сложнее. И это тоже результат. На это и нацелен проект.

В этом году защита проектов прошла очень хорошо. Проекты были великолепные. Ребята были хорошо подготовлены – изучили выбранную специальность от «а» до «я», защищали свой выбор. Каждый проект завершался информацией о том, в каких учебных заведениях можно получить понравившуюся специальность и какие экзамены для этого нужно сдавать. Кстати, для многих ребят это стало открытием – даже для тех, кто со специальностью уже определился, а вот просмотреть информацию по вузам почему-то не догадался. Бывало, что для поступления требовались совсем не те экзамены, на которые ребенок был нацелен. И хорошо, что они узнали об этом за год до поступления – есть время подготовиться.

К слову сказать, мы в обязательном порядке говорим детям, что даже выбрав одну профессию, они совсем не должны ограничиваться только ею. Люди меняются, меняется мир, меняемся мы, и поменять специальность тоже можно – главное, подходить к выбору осознанно, без спешки, не «за компанию».

-Какие специальности оказались наиболее популярны в этом году?

-Медработники, учителя. Среди мальчиков – автомеханики и военные. Выбирали так же юристов, поваров, воспитателей.

-Самые редкие?

-Самые «редкие» - кинолог, лесник, ветеринар, архитектор, графический дизайнер.

Почти со всеми мы побывали на практике – в школе, детском саду, больнице, пожарной части, пекарне, прокуратуре, следственном управлении. В этой связи хочется сказать огромное спасибо руководителям и сотрудникам организаций, оказавших помощь в проведении практики. Это прокурор Шебалинского района С. В. Пиндык, и. о. начальника МВД по Шебалинскому району Г. С. Бигалиев, руководитель Шебалинского межрайонного следственного отдела Д. Н. Грищенков, заведующая Чергинской участковой больницей О. Н. Камболина, руководитель пожарно-спасательной части №7 А. И. Шипилин, индивидуальный предприниматель Л. А. Пьянкова, педагоги начальной школы, воспитатели детского сада «Ручеек». Благодарим всех за сотрудничество и гостеприимство.

-Работа продолжится?

-Обязательно. В будущем году новые восьмые и очередной десятый класс вновь будут выбирать будущую специальность. А мы сделаем все, чтобы помочь им сделать правильный выбор.

Алена ГУЩИНА